Член регионального отделения Общероссийского общественного движения "Молодежная Ассамблея народов России" МЫ-РОССИЯНЕ" в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре Пахрутдин Такаев принял участие в окружном проекте "Друзья".

05/04/2022 12:35

Паша-Пахрутдин и «горец» Максим.

Из солнечного Дагестана – в снежную Югру.
Знакомьтесь, Пахрутдин Такаев, 22 года, коренной кумык. Родители приехали в Югру из Дагестана в 80-е годы, как и большинство в то время – по комсомольской путевке, осваивать Север. Пахрутдин родился в городе Радужном. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Ханты-Мансийск. После окончания школы поступил в Югорский госуниверситет, где учился по направлению «техносферная безопасность». После защиты диплома пошел работать по специальности – специалистом по охране труда и пожарной безопасности. Занимается спортом, активно участвует в делах Молодежной Ассамблеи народов России «Мы – Россияне» в Югре.
«Все мои предки из Дагестана. Там живет вся моя многочисленная родня, - рассказывает Пахрутдин. – Мы поддерживаем связь, общаемся. По материнской линии родственники живут в городе Избирбаш, а по отцовской – в селе Утамыш. Каждый год езжу к ним в гости. Не понаслышке знаю, как живут в Дагестане и в городе, и в глубинке. Эти «кавказские каникулы» - для меня возможность не только повидаться с близкими, но и окунуться в богатую кумыкскую культуру, традиции. Еще и хорошая языковая практика. Дома в семье мы общаемся на русском, а когда приезжаю в Дагестан, стараюсь говорить на кумыкском. Но, мне чтобы полноценно общаться, нужно недели две-три. Так что, поначалу я как «иностранец». Родственники порой шутят над моим «русским» акцентом, когда я приезжаю, но быстро вливаюсь в разговор».
Кстати, кумыский язык – один из самых распространенных языков в Дагестане. Общее число говорящих на кумыкском в России — 426 тысяч человек (согласно переписи 2010 года). Численность этнической группы кумыков в России — более 500 тысяч человек. В основном кумыки проживают в республике Дагестан, но также являются коренным населением в республиках Чечня (Гудермесский район) и Северная Осетия-Алания (Моздокский район). Наиболее крупная община кумыков, проживающих за пределами мест изначального расселения, представлена в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
«Максим» значит «большой»
Максим Игнатьев, латинское происхождение своего имени оправдывает лишь отчасти, - антропометрически вполне себе средних габаритов молодой человек. Что в нем огромное, так это сердце, уверяют близкие. А для Пахрутдина Такаева, Максим – самый большой друг.
Максим родился в городе Полевском Свердловской области. В раннем детстве с мамой переехал в Ханты-Мансийск. После школы поступил в юридический институт. Но не дождавшись окончания принял решение пойти в армию. После демобилизации восстанавливаться в вузе не стал, выбрал более гражданское образование в политехническом колледже.
«С Пахрутдином мы были знакомы давно, - делится Максим. – Ближе стали общаться после 9 класса, когда после переформирования оказались в одном классе. Сначала просто общались в пределах уроков, домашних заданий. Дальше – больше, начали узнавать друг друга. Появились общие интересы. Наладился контакт. Как-то враз появилось ощущение, что мы знакомы сто лет. Кто он по национальности, я даже не задумывался. Знал, что вроде дагестанец. Это потом уже узнал, что Пахрутдин – чистокровный кумык. Мне это не то, чтобы не мешало или как-то препятствовало в общении, я реально просто не думал, кумык он или аварец, какая разница? Хотя со временем интересовался, узнавал, что это за народ кумыки. Интересно, что это одна из трех по численности народностей Дагестана, и в Югре много кумыков. Если ему не мешает в общении, что я – русский, то меня почему должна волновать национальность близкого мне по духу человека?»
Время без «пятой графы»
Вопросы этнической принадлежности, острые грани их пересечения, к счастью, это не про них. В «разномастной» компании молодых людей есть и лезгины, и осетины, и даже грек.
«У меня много друзей. Земляки-дагестанцы, даргинцы, аварцы, - уже работающие, студенты ЮГУ и Медакадемии. – продолжает Пахрутдин. – В нашем кругу даже каких-то разговоров нет про нации. Зачем это нам? Уважай свой род, родных, близких, чти традиции, соблюдай обычаи, -пожалуйста. Мы будем к тебе с уважением относиться. В ЮГУ, где я учился, десятки национальностей, мы объединялись по единственному признаку – учебе, будущей профессии. Интересно общаться с человеком – это главное».
Когда-то в паспорте гражданина страны существовала так называемая «пятая графа», в которую была вписана национальность. Но и тогда она мало что значила. На большей части территории РСФСР практически все были «русские». Сегодня такой графы нет. Для дружбы она не нужна.
Ты мне брат
Не смотря на свои молодые годы, Пахрутдин по-восточному рассудителен. На сложный вопрос о межэтнических отношениях у него простой ответ:
«Я не знаю, как было раньше, сейчас мы живем в такое время, когда четко определена миграционная политика в стране, есть законы, порядки. Все свободно перемещаются. В любом вузе учатся студенты из разных республик и стран. В какой момент среди нас может начаться спор на национальные темы? Интересно с человеком – общаешься, нет – остаешься просто знакомым. Максим для меня – не просто приятель или товарищ. Это мой настоящий брат, я так его называю. И это не стереотипное кавказское обращение вроде как «брат, дорогой», я вкладываю всю душу в это слово. Я ценю этого человека и дорожу дружбой с ним».
Хинкал любят все
«Абсолютно также я воспринимаю Пахрутдина. Это мой друг, брат. Секреты, тайны, сомнения, переживания, радости, беды, - все это пополам, - рассказывает Максим. Даже вкусы и предпочтения в еде тоже схожие. Люблю кавказскую кухню, но поскольку мы оба ходим в спортзал, занимаемся спортом, то стараемся соблюдать здоровое питание. А кавказские блюда – это много мяса, теста, приправ. Но разве можно устоять, когда мама Пахрутдина готовит хинкал?!»
Пожалуй, на этом пересечение межнациональных традиций для этих парней заканчивается. Вот, что безусловно их объединяет – это спорт.
«Решение пойти в спортзал было совместным, - говорит Максим. – Это было правильно. Мы как одна команда, - вместе собрались, вместе подбадриваем друг друга, поддерживаем и боремся с ленью. Если одному не хочется идти на тренировку, то другой обязательно будет мотивировать. Мы находим слова, как заставить подняться и бежать в зал. И я, и Паша – настоящая команда. Да-да, Паша, именно так я его называю».
«Я уже привык к этому имени. Это такая у нас шутка, я в России, значит – русский. А вот Максим – по темпераменту – настоящий горец. Вспыльчивый, но отходчивый. Схожесть темпераментов – это еще одна составляющая прочности нашей дружбы», - делится Паша-Пахрутдин.
Важно, чтобы гордились и уважали
«Максим, а ты бы женился на кумычке?», - неожиданно задаю вопрос. Ответ последовал незамедлительно: «Мне важно, чтобы с человеком было комфортно». Готов ли Пахрутдин сочетаться в будущем браком с русской девушкой, он также долго не задумывался: «Я – кумык, все в нашей родне кумыки. Есть традиции. Но время сейчас другое, я думаю, родители примут вой выбор, если я встречу настоящую любовь с другим цветом волос или кожи».
И все-таки, стрелки нашего разговора, переводимые мной в межнациональное русло, вышли по направлению темы проекта «Друзья». Мы затронули вопрос: «упоминать или нет национальность при совершении правонарушений?».
«Мое мнение такое: межнац тема – это хороший маркетинговый ход для сми. Таким образом они делают себе просмотры, увеличивают аудиторию. Вся эта тема популярна, можно легко на ней устроить какой-то хайп. А с точки зрения человеческой, то вообще это неправильно. Есть подлость, совершенная человеком, еще хуже - преступление. Важно ли какой этот человек национальности, какого цвета кожа? Называть или не называть национальность, на мой взгляд, вообще не имеет значения. Важно восприятие того, что он сделал. Через общечеловеческую призму. Но если говорить о народе, к которому принадлежит человек, то в таком случае нужно говорить об этом и когда совершаются добрые дела. Чтобы земляки гордились, уважали. Ну и пусть порицают близкие. Для настоящего кавказца осуждение земляков – это пострашнее какого-то ролика в интернете», - уверен Пахрутдин.
«Пусть наша дружба будет примером для остальных»
«Кстати, вот я могу с уверенностью говорить, что на Кавказе, в кругах обычной, нормальной молодежи нет каких-то радикальных разговоров и вражды по национальному признаку. Да, бывает шутят на эту тему, но без агрессии и провокаций. Безусловно, есть и воинственно настроенные, с головой, забитой насаждаемыми кем-то идеями и мыслями. Но мы сейчас говорим о нас, простых парнях, для которых важны другие ценности. Наша дружба для нас больше, чем все разговоры о толерантности. Просто мы дружим, живем общими интересами. Если мне придется оказаться в ситуации, когда в кругу земляков я услышу разговоры о «плохих русских», сразу же прерву их. Для меня это будет означать, что сказали плохо о моем брате. Уверен, что Максим поступит также. Пусть наша дружба будет примером для остальных», - уверен Пахрутдин.
Простая история, простых парней, какие живут вокруг нас. Их много, кто выбирает настоящие ценности, такие как дружба, братство, добро, вместо мнимых идей и принципов. Пожалуй, именно эти парни и девчонки смогут победить зло, которое пока еще живо, которое называют «вражда». Через десять, двадцать или сто лет благодаря таким ребятам мы обязательно будем жить в мире, согласии и добрососедстве.

Автор: Евгений ОЛОБЛИН